Реклама на сайте Реклама на сайте Добавить в избранное Добавить в избранное
Шрифт Мелкий шрифт Средний шрифт Крупный шрифт
Поиск по разделу:
Реклама
Фридрих Ницше
Фридрих Ницше
Дата рождения: 15  октября  1844

Описание
Немецкий философ, представитель иррационализма.Он подверг резкой критике религию, культуру и мораль своего времени и разработал собственную этическую теорию. Ницше был скорее литературным, чем академическим философом, и его сочинения носят афористический характер. Философия Ницше оказала большое влияние на формирование экзистенциализма и постмодернизма, и также стала весьма популярна в литературных и артистических кругах. Интерпретация его трудов довольно затруднительна и до сих пор вызывает много споров.
Ницше родился  в Рёккене (недалеко от Лейпцига, восточная Германия), в семье лютеранского пастора Карла Людвига Ницше (1813—-1849). Во время обучения в гимназии проявил значительные способности к филологии и музыке. В 1864-69 Ницше изучал теологию и классическую филологию в Боннском и Лейпцигском университетах. В этот же период познакомился с сочинениями Шопенгауэра и стал поклонником его философии. На развитие Ницше также благоприятно повлияла дружба с Рихардом Вагнером, продолжавшаяся многие годы. В возрасте 23 лет был призван в прусскую армию и зачислен в конную артиллерию, но, получив травму, демобилизовался.
Ницше был блестящим студентом и приобрёл прекрасную репутацию в научных кругах. Благодаря этому он уже в 1869 году получил должность профессора классической филологии Базельского университета (в возрасте всего 25 лет). Там он проработал около 10 лет, несмотря на многочисленные болезни. Вопрос о гражданстве Ницше до сих пор вызывает острые разногласия. Согласно одним источникам, он оставался лицом без гражданства после отказа от гражданства Пруссии в 1869 году; однако другие источники утверждают, что Ницше стал гражданином Швейцарии.
В 1879 году Ницше был вынужден уйти в отставку по состоянию здоровья. В 1879-89 годах он вёл образ жизни независимого писателя, переезжая из города в город, и создал в этот период все свои основные произведения. Лето Ницше обычно проводил в Швейцарии (в окрестностях горы Санкт-Мориц (Граубюнден), а зиму в итальянских городах Генуя, Турин и Рапалло и французской Ницце. Он весьма бедно жил на пенсию по инвалидности от университета Базеля, но также получал финансовую помощь от своих друзей. Доходы Ницше от публикации своих произведений были минимальными. Популярность пришла к нему лишь после смерти.
Творческая деятельность Ницше оборвалась в начале 1889 года в связи с душевной болезнью, состоявшей в неадекватном и беспорядочном поведении, мании величия и утрате способности к умственной работе. Возможно, болезнь была вызвана сифилисом, но её предыдущее течение было нетипичным для сифилиса. С тех пор Ницше проживал в Германии, где о нём заботились мать и сестра. Скончался 25 августа 1900 г. в психиатрической лечебнице в Веймаре.
Философия
Философия Ницше не организована в систему. «Волю к системе» Ницше считал недобросовестной. Его изыскания охватывают все возможные вопросы философии, религии, этики, психологии, социологии и т. д. Наследуя Шопенгауэра, Ницше противопоставляет свою философию классической традиции рациональности, подвергая сомнению и вопрошанию все «очевидности» разума. Наибольший интерес у Ницше вызывают вопросы морали, «переоценки всех ценностей». Ницше одним из первых подверг сомнению единство субъекта, причинность воли, истину как единое основание мира, возможность рационального обоснования поступков. Его метафорическое, афористическое изложение своих взглядов снискало ему славу великого стилиста. Однако, афоризм для Ницше не просто стиль, но философская установка — не давать окончательных ответов, а создавать напряжение мысли, давать возможность самому читателю «разрешать» возникающие парадоксы мысли.
Ницше уточняет Шопенгауэровскую «Волю к жизни» как «Волю к власти», поскольку жизнь есть не что иное, как стремление расширять свою власть. Однако, Ницше критикует Шопенгауэра за нигилизм, за его отрицательное отношение к жизни. Рассматривая всю культуру человечества как способ, каким человек приспосабливается к жизни, Ницше исходит из примата самоутверждения жизни, ее избытка и полноты. В этом смысле, всякая религия и философия должна прославлять жизнь во всех ее проявлениях, а все, что отрицает жизнь, ее самоутверждение - достойно смерти. Таким великим отрицанием жизни Ницше считал христианство. Ницше первым заявил, что «нет никаких моральных феноменов, есть только моральное истолкование феноменов» тем самым подвергнув все моральные положения релятивизму. Согласно Ницше, здоровая мораль должна прославлять и укреплять жизнь, ее волю к власти. Всякая иная мораль — упадочна, есть симптом болезни, decadence. Человечество инстинктивно использует мораль для того, чтобы добиваться своей цели — цели расширения своей власти. Вопрос не в том, истинна ли мораль, а в том, служит ли она своей цели. Такую «прагматическую» постановку вопроса мы наблюдаем у Ницше в отношении к философии и культуре вообще. Ницше ратует за приход таких «свободных умов», которые поставят себе сознательные цели «улучшения» человечества, умы которых уже не будут «задурманены» никакой моралью, никакими ограничениями. Такого «сверхнравственного», «по ту сторону добра и зла» человека Ницще и называет «сверхчеловеком».
В отношении познания, «воли к истине» Ницше опять же придерживается своего «прагматического» подхода, спрашивая «для чего нам нужна истина?» Для целей жизни, истина не нужна, скорее иллюзия, самообман ведут человечество к его цели — самосовершенствованию в смысле расширения воли к власти. Но «свободные умы», избранные должны знать правду, чтобы мочь управлять этим движением. Эти избранные, имморалисты человечества, созидатели ценностей должны знать основания своих поступков, отдавать отчет о своих целях и средствах. Этой «школе» свободных умов Ницше посвящает многие свои произведения.
Мифология
Образность и метафоричность произведений Ницше позволяет выделить у него определенную мифологию:
    * Ницше исходит из двойственности (дуализма) культуры, где борются начала Аполлона и Диониса. Аполлон (греческий бог света) символизирует собой порядок и гармонию, а Дионис (греческий бог виноделия) — тьму, хаос и избыток силы. Эти начала не равнозначны. Темный бог древнее. Сила вызывает порядок, Дионис порождает Аполлона. Дионисийская воля (der Wille — в германских языках означает желание, а также глагол будущего времени) всегда оказывается волей к власти — это интерпретация онтологической основы сущего. Ницше подобно Марксу испытал влияние дарвинизма. Весь ход эволюции и борьба за выживание (англ. struggle for existence) не что иное, как проявление этой воли к власти. Больные и слабые должны погибнуть, а сильнейшие — победить. Отсюда афоризм Ницше: «Падающего толкни!», который следует понимать не в том упрощенном смысле, что не следует помогать ближним, но в том, что самая действенная помощь ближнему — дать ему возможность достигнуть крайности, в которой можно будет положиться только на свои инстинкты самовыживания, чтобы оттуда возродиться или погибнуть. В этом проявляется вера Ницще в жизнь, в ее возможность самовозрождения и сопротивления всему роковому. «То, что не убивает нас, делает нас сильнее»!
    * Как от обезьяны произошел человек, так в результате этой борьбы человек должен эволюционировать в Сверхчеловека (Ubermensch). Разум и все т. н. духовные ценности — это всего лишь орудие для достижения господства. Поэтому сверхчеловек отличается от простых людей, прежде всего несокрушимой волей. Это скорее гений или бунтарь, чем правитель или герой. Подлинный сверхчеловек — это разрушитель старых ценностей и творец новых. Он господствует не над стадом, а над целыми поколениями. . Однако воля не имеет поступательного движения вперед. Её основными врагами являются собственные проявления, то, что Маркс называл силой отчуждения духа. Единственные оковы волевого человека — это его собственные обещания. Создавая новые ценности, сверхчеловек порождает культуру — Дракона или Духа тяжести, подобно льду сковывающему реку воли. Поэтому должен прийти новый сверхчеловек — Антихрист. Он не разрушает старые ценности. Они исчерпали себя сами, ибо, утверждает Ницше, Бог мертв. Наступила эпоха европейского нигилизма, для преодоления которого Антихрист должен создать новые ценности. Смиренной и завистливой морали рабов, он противопоставит мораль господ. Однако потом будет рожден новый Дракон и придет новый сверхчеловек. Так будет до бесконечности, ибо в этом проявляется вечное возвращение. Одним из основных понятий в философии Ницше является decadence (декаданс).
Цитаты
    * "Бог умер."
    * "Сам Бог не может существовать без мудрых людей", - сказал Лютер, и с полным правом; но "Бог еще менее может существовать без неумных людей" - этого Лютер не сказал!"
    * "Если Бог хотел стать предметом любви, то ему следовало бы сперва отречься от должности судьи, вершащего правосудие: судья, и даже милосердный судья" не есть предмет любви."
    * "Злой бог нужен не менее доброго - ведь и своим собственным существованием ты обязан отнюдь не терпимости и филантропии... Какой прок от бога, которому неведомы гнев, зависть, хитрость, насмешка, мстительность и насилие?"
    * "Без догматов веры никто не смог бы прожить и мгновения! Но тем самым догматы эти еще отнюдь не доказаны. Жизнь вовсе не аргумент; в числе условий жизни могло бы оказаться и заблуждение."
    * "Темой для великого поэта могла бы стать скука Всевышнего после седьмого дня Творения."
    * "В каждой религии религиозный человек есть исключение."
    * "Верховный тезис: "Бог прощает кающемуся", - то же в переводе: прощает тому, кто покорствует жрецу..."
    * "Догмат о "непорочном зачатии"?.. Да ведь им опорочено зачатие..."
    * "Чистый дух - чистая ложь."
    * "Фанатики красочны, а человечеству приятнее видеть жесты, нежели выслушивать доводы."
    * "Слово "христианство" основано на недоразумении; в сущности, был один христианин, и тот умер на кресте."
    * "Основатель христианства полагал, что ни от чего не страдали люди сильнее, чем от своих грехов: это было его заблуждением, заблуждением того, кто чувствовал себя без греха, кому здесь недоставало опыта!"
    * "Учение и апостол, который не видит слабости своего учения, своей религии и т.д., ослепленный авторитетом учителя и благоговением к нему, обыкновенно обладает большей силой, чем учитель. Никогда еще влияние человека и его дела не разрастались без слепых учеников."
    * "Вера спасает, - следовательно, она лжет."
    * "Буддизм не обещает, а держит слово, христианство обещает все, а слова не держит."
    * "Мученики только вредили истине."
    * "Человек забывает свою вину, когда исповедуется в ней другому, но этот последний обыкновенно не забывает ее."
    * "Кровь - самый худший свидетель истины; кровью отравляют самое чистое учение до степени безумия и ненависти сердец."
    * "Добродетель только тем дает счастье и некоторое блаженство, кто твердо верит в свою добродетель, - отнюдь не тем более утонченным душам, чья добродетель состоит в глубоком недоверии к себе и ко всякой добродетели. В конце концов и здесь "вера делает блаженным"! - а не, хорошенько заметьте это, добродетель!"
    * "Моральные люди испытывают самодовольство при угрызениях совести."
    * "Любите, пожалуй, своего ближнего, как самого себя. Но прежде всего будьте такими, которые любят самих себя."
    * "Идешь к женщине - бери плетку."
    * "Без музики, Жизнь была бы ошибкой."
Произведения
 Основные произведения
    * «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм» (Die Geburt der Tragodie, 1871)
    * «Несвоевременные размышления» (Unzeitgemasse Betrachtungen, 1872-1876)
       1. «Давид Штраус в роли исповедника и писателя» (David Strauss: der Bekenner und der Schriftsteller, 1873)
       2. «О пользе и вреде истории для жизни» (Vom Nutzen und Nachtheil der Historie fur das Leben, 1874)
       3. «Шопенгауэр как воспитатель» (Schopenhauer als Erzieher, 1874)
       4. «Рихард Вагнер в Байрейте» (Richard Wagner in Bayreuth, 1876)
    * «Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов» (Menschliches, Allzumenschliches, 1878)
    * «Смешанные мнения и изречения» (Vermischte Meinungen und Spruche, 1879)
    * «Странник и его тень» (Der Wanderer und sein Schatten, 1879)
    * «Утренняя заря, или мысли о моральных предрассудках» (Morgenrote, 1881)
    * «Веселая наука» (Die frohliche Wissenschaft, 1882, 1887)
    * «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого» (Also sprach Zarathustra, 1883-1887)
    * «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего» (Jenseits von Gut und Bose, 1886)
    * «К генеалогии морали. Полемическое сочинение» (Zur Genealogie der Moral, 1887)
    * «Казус Вагнер» (Der Fall Wagner, 1888)
    * «Сумерки идолов, или как философствуют молотом» (Gotzen-Dammerung, 1888), книга также известна под названием «Сумерки богов»
    * «Антихрист. Проклятие христианству» (Der Antichrist, 1888)
    * «Ecce Homo. Как становятся сами собою» (Ecce Homo, 1888)
    * «Воля к власти» (Der Wille zur Macht, 1886—1888, изд. 1901), книга, собранная из заметок Ницше редакторами Э. Фёрстер-Ницше и П. Гастом. Как доказал М. Монтинари, хотя Ницше и планировал написать книгу «Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей» (Der Wille zur Macht — Versuch einer Umwertung aller Werte), о чем упоминается в конце произведения «К генеалогии морали», но оставил этот замысел, при этом черновики послужили материалом для книг «Сумерки идолов» и «Антихрист» (обе написаны в 1888).
 Прочие произведения
    * «Гомер и классическая филология» (Homer und die klassische Philologie, 1869)
    * «О будущности наших образовательных учреждений» (Uber die Zukunft unserer Bildungsanstalten, 1871-1872)
    * «Пять предисловий к пяти ненаписанным книгам» (Funf Vorreden zu funf ungeschriebenen Buchern, 1871-1872)
       1. «О пафосе истины» (Uber das Pathos der Wahrheit)
       2. «Мысли о будущности наших образовательных учреждений» (Gedanken uber die Zukunft unserer Bildungsanstalten)
       3. «Греческое государство» (Der griechische Staat)
       4. «Соотношение между философией Шопенгауэра и немецкой культурой (Das Verhaltnis der Schopenhauerischen Philosophie zu einer deutschen Cultur)
       5. «Гомеровское соревнование» (Homers Wettkampf)
    * «Об истине и лжи во вненравственном смысле» (Uber Wahrheit und Luge im au?ermoralischen Sinn, 1873)
    * «Философия в трагическую эпоху Греции» (Die Philosophie im tragischen Zeitalter der Griechen)
    * «Ницше против Вагнера» (Nietzsche contra Wagner, 1888)
 Юношеские произведения
    * «Из моей жизни» (Aus meinem Leben, 1858)
    * «О музыке» (Uber Musik, 1858)
    * «Наполеон III как президент» (Napoleon III als Praesident, 1862)
    * «Фатум и история» (Fatum und Geschichte, 1862)
    * «Свободная воля и фатум» (Willensfreiheit und Fatum, 1862)
    * «Может ли завистник быть действительно счастливым?» (Kann der Neidische je wahrhaft glucklich sein?, 1863)
    * «О настроениях» (Uber Stimmungen, 1864)
    * «Моя жизнь» (Mein Leben, 1864)
Реклама
Новости
13 августа – Всемирный День Левши
13.08 16:40 Просмотров1495 Комментариев0
Не крутите пальцем у виска
24.07 11:08 Просмотров1122 Комментариев0
– Алло, позовите Бога! – А его нет.
16.03 15:08 Просмотров621 Комментариев3

В этот день -
Праздники
Morocco День народной революции (Марокко) 
Taiwan День Любви (Тайвань)  
Senegal День независимости (Сенегал)  
Hungary День святого Иштвана (Венгрия)  
Estonia День восстановления независимости Эстонии  
События
Russian_Federation 1634г.  В Москве Василием Бурцовым издан первый букварь. 
USA 1896г.  Запатентован телефон с наборным диском.  
Ukraine 1925г.  Гора Тараса Шевченко в Каневе провозглашена государственным заповедником. 
Kazakhstan 1953г.  Первое испытание СССР водородной бомбы.  
Ukraine 1980г.  Министерство связи Украины отдало приказ о глушении радиостанций «Голос Америки», «Би-Би-Си» и «Немецкая волна». 
Личности
USA Родился Бенджамин Гаррисон (1833 - 13.3.1901), 23-й президент США.  
Sweden 1779г.  Родился Йенс Якоб Берцелиус (1779 – 7.8.1848), шведский химик.  
Italy 1901г.  Родился Сальваторе Квазимодо (1901 - 14.6.1968), итальянский поэт, нобелевский лауреат 1959 года. 
Russian_Federation 1971г.  Родился Стас Костюшкин, один из участников дуэта «Чай вдвоём». 


О нас Контакты Реклама на сайте Партнерам Пресс-релизы Архив Гражданская журналистика Статьи партнёров Новости партнеров
Rambler's Top100 Яндекс цитирования