Реклама на сайте Реклама на сайте Добавить в избранное Добавить в избранное
Шрифт Мелкий шрифт Средний шрифт Крупный шрифт
Поиск по разделу:
Реклама
Франсиско Гойя
Франсиско Гойя
Дата рождения: 30  марта  1746

Описание
Испанский живописец, гравёр, рисовальщик.
В 1746 г. в семье мастера-позолотчика и дочери обедневшего дворянина родился сын. В 1760 г. семья переезжает в Сарагосу и здесь юноша был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса. Через несколько лет, замешанный в драке, он вынужден бежать из Сарагосы. В 1766 г. Гойя попадает в Мадрид. Здесь он знакомится с работами придворных художников, совершенствует свое мастерство и даже участвует в конкурсах мадридской Академии художеств, надеясь быть принятым в Королевскую Академию изящных искусств Сан Фернандо. Его картина была отвергнута, и он отправился в Италию. Оказывается в Риме, где знакомится с живописью итальянских мастеров. Однако, являясь натурой авантюрной, вновь попадает в неприятную историю: ночью пробирается в женский монастырь, чтобы похитить возлюбленную; застигнутый на месте преступления, он вынужден покинуть Рим.
В 1771, получив вторую премию пармской Академии художеств за картину на тему из античной истории, возвращается в Сарагосу, где работает над фресками в традициях позднего итальянского барокко (боковой неф церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771-72).
Около 1773 Гойя обосновался в Мадриде у своего друга Франсиско Байеу, и работал у него в мастерской. Байеу был тогда официальным придворным художником короля Карла IV и королевы Марии Луизы. Франсиско познакомил Гойю со своей сестрой Хосефой, от которой тот был в восторге и вскоре соблазнил ее. В 1775 году Гойе пришлось жениться на ней, когда она была на пятом месяце беременности. Через пять месяцев родился мальчик, которого назвали Эусебио, он прожил недолго и вскоре умер. Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей, из которых выжил лишь один мальчик по имени ХавьерФрансиско Хавьер Педро — который стал художником. Как только Гойе стали доступны встречи с придворными аристократками, Хосефа была тут же им практически забыта. Гойя написал только один ее портрет.
По протекции Байеу Гойя выполнил для Королевской шпалерной мануфактуры в 1776-80 45 панно, которые служили образцами (картонами) для гобеленов и получил постоянную работу на фабрике. Эти работы принесли Гойе известность. В 1780 Гойя был принят при дворе и написал портрет короля, картину в академическом стиле «Распятие» и стал членом Королевской Академии (с 1785 вице-директор, а с 1795 — директор её живописного отделения), а в 1786 был назначен придворным живописцем; после смерти Карла III стал придворным художником Карла IV и с 1799 его первым живописцем.
В 1791 Гойя познакомился с герцогиней Альба, которая стала его возлюбленной и покровительницей. Он начинает ухаживать за ней. Но в 1792-93 гг. художник переносит тяжелую болезнь, в результате которой теряет слух. Во время выздоровления в 1792 Гойя начал работать над серией офортов Капричос (закончена к 1799) — сатирой на политические, социальные и религиозные порядки. В 1798 Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида.
В 1796 году муж герцогини скончался, она едет оплакивать эту потерю в свое поместье в Андалузию, и берет Гойю с собой. Он писал ее портреты много раз; два самых знаменитых из них — «Маха обнажённая» (ок. 1797) и «Маха одетая» (ок. 1802, Прадо). После ее смерти создает «Маху на балконе» (около 1816, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Герцогиня Альба скончалась в 1802 году. Она завещала выдавать ежегодно 3500 реалов из оставшегося после нее состояния Хавьеру Гойе, сыну художника.
В 1808 Испания была оккупирована Наполеоном. Гойя стал свидетелем восстания против наполеоновских войск в Мадриде и последовавших репрессий. После того как Испания была освобождена, он запечатлел эти события в двух знаменитых полотнах: «Восстание на Пуэрта дель Соль 2 мая 1808 года» и «Расстрел мадридских повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» (обе ок. 1814, Мадрид, Прадо).
Его сын женился на дочери богатого купца и стал жить отдельно. Гойя остался совсем один. В эти чрезвычайно тяжёлые для Гойя годы, он жил в одиночестве в загородном доме «Кинта дель Сордо» (то есть «Дом Глухого»), стены которого расписал маслом (1820—1823, росписи находятся сейчас в Прадо).
Он знакомится с Леокадией де Вейс, женой бизнесмена Исидро Вейса, которая затем разводится с мужем. У нее родилась дочь от Гойи, которую назвали Росарита. Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где провёл свои последние четыре года жизни. В изгнании он пишет портреты своих друзей-эмигрантов, осваивает новую тогда технику литографии и делает серию, посвящённую бою быков: «Бордоские быки», 1826 и картину «Молочница из Бордо» (1827—1828). К этому времени влияние Гойи на художественную культуру начинает приобретать общеевропейское значение.
Произведения
Насыщенные по цвету и непринуждённые по композиции сцены повседневной жизни и праздничных народных развлечений (все — в Прадо, Мадрид):
    * «Зонтик», 1777;
    * «Продавец посуды» и «Мадридский рынок», 1778;
    * «Игра в пелоту», 1779;
    * «Молодой бык», 1780;
    * «Раненый каменщик», 1786;
    * «Игра в жмурки», 1791.
С начала 1780-х годов Гойя получает известность и как портретист:
    * Портрет графа Флоридабланка,1782-83 (банк Уркихо, Мадрид)
    * «Семья герцога Осуна», 1787, (Прадо);
    * Портрет маркизы А. Понтехос, около 1787 (Национальная галерея искусства, Вашингтон);
    * Сеньора Бермудес (Музей изобразительных искусств, Будапешт);
    * Ф. Байеу (Прадо), Доктор Пераль (Национальная галерея, Лондон) оба 1796 г. ;
    * Ф. Гиймарде, 1798 (Лувр, Париж),
    * «Ла Тирана», 1799 (АХ, Мадрид);
    * «Семья короля Карла IV» 1800 (Прадо);
    * Ф. Саваса Гарсп, около 1805 (Национальная галерея искусства, Вашингтон);
    * И. Ковос де Порсель, около 1806 (Национальная галерея, Лондон);
    * портрет Т. Переса, (1820 (Метрополитен-музей);
    * П. де Молина, 1828 (собрание О. Рейнхарта, Винтертур).
Характер его искусства резко меняется с началом 1790-х годов перед событиями Великой французской революции. Жизнеутверждение в творчестве Гойя сменяется глубокой неудовлетворённостью, праздничная звучность и утончённость светлых оттенков — резкими столкновениями тёмного и светлого, увлечение Тьеполо — освоением традиций Веласкеса, Эль Греко, а позже Рембрандта. В его живописи всё чаще царят трагизм и мрак, поглощающий фигуры, графика становится резкой: стремительность перового рисунка, царапающий штрих иглы в офорте, светотеневые эффекты акватинты. Близость с испанскими просветителями (Г. М. Ховельяносом-и-Рамиресом, М. Х. Кинтаной) обостряет неприязнь Гойя к феодально-клерикальной Испании. Среди известных произведений того времени — Сон разума рождает чудовищ.
Серии офортов:
    * «Капричос»,1797—1798 — творение на 80 листов с комментариями, которое раскрывает уродство моральных, политических и духовных основ испанского «старого порядка»;
    * «Тавромахия», 1815 — изданы в 1816 в Мадриде;
    * «Бедствия войны», 1810—1820 — 82 листа, изданы в 1863 в Мадриде), исполненные большей частью в период народно-освободительных войн против наполеоновского нашествия и первой испанской революции (1808—1814);
    * «Диспаратес», 1820—1823 — 22 листа, изданы в 1863 в Мадриде под названием «Пословицы»
Картины, посвященные освобождению Испания:
    * «Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде»;
    * «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» (обе около 1814, Прадо).
Автопортрет (1815, Прадо)
Реклама
Новости
У Гойи отняли авторство картины "Колосс"
23.01 12:28 Просмотров441 Комментариев0
Когда чихают львы
24.11 14:34 Просмотров1066 Комментариев3

В этот день -
Праздники
Russian_Federation День воинской славы России (День снятия блокады города Ленинграда) 
United_Kingdom Апхелио (Up-Helly-Aa) 
Ислам Начало месяца Сафар 
Serbia Савиндан (День Святого Саввы, День духовности, День школы) 
Международный День памяти жертв Холокоста 
События
Russian_Federation 1871г.  Александр II принимает высочайшее повеление о допущении женщин на службу в общественные и государственные учреждения.
England 1926г.  В Лондоне шотландский изобретатель Джон Бэрд впервые продемонстрировал широкой публике телевизор, основанный на механической системе передачи изображения.
Личности
Germany 1775г.  Родился Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг (Friedrich Wilhelm Joseph von Schelling), немецкий философ (ум. 1854).
Russian_Federation 1834г.  Родился Дмитрий Иванович Менделеев, российский химик, разносторонний учёный, педагог.  


О нас Контакты Реклама на сайте Партнерам Пресс-релизы Архив Гражданская журналистика Статьи партнёров Новости партнеров
Rambler's Top100 Яндекс цитирования