Реклама на сайте Реклама на сайте Добавить в избранное Добавить в избранное
Шрифт Мелкий шрифт Средний шрифт Крупный шрифт
Поиск по разделу:
Реклама
Кристобаль Баленсиага
Кристобаль Баленсиага
Дата рождения: 21  января  1895

Описание

Родившись в бедной рыбацкой деревушке, он одевал самых красивых, самых богатых и самых титулованных женщин своего времени. Его клиентками были королевы Испании и Бельгии, принцесса Монако, герцогиня Виндзорская, Полин де Ротшильд, Мона фон Бисмарк, Ингрид Бергман и Марлей Дитрих. У него начинали свою карьеру модельеры Андре Курреж и Оскар де ла Рента, Юбер Живанши и Эммануэль Унгаро. Легендарная Коко Шанель говорила о Баленсиаге: «Он единственный Кутюрье в прямом смысле слова — все остальные дизайнеры».

В книге Эриха Марии Ремарка «Жизнь взаймы» героиня на последние оставшиеся у нее деньги покупает пять плать­ев у Баленсиаги. Мол, гулять так гулять. Этот факт очень показателен и говорит о том, что на тот момент именно Баленсиага был недостижимой величиной и непререкаемым авторитетом в мире моды. Впрочем, его статус гения и но­ватора, поднявшего искусство кроя и шитья на совершенно иной уровень, вряд ли кто-либо будет оспаривать и сего­дня. Даже коллеги никогда не отзывались о великом испан­це иначе, как в превосходной степени, что вообще редко для их профессии. Большинство наиболее знаменитых в настоящее время модельеров называют его своим учителем. Такого признания, пожалуй, больше не было ни у кого. Тем не менее, когда у не профессионала спрашивают, кому бы он отдал пальму первенства среди известных ему законода­телей мод, фамилия Баленсиаги звучит крайне редко. А ведь его жизнь настолько удивительна, что о ней можно напи­сать не одну книгу и снять не один фильм. Судите сами.

В 1895 году в маленькой баскской рыбацкой деревушке Гуэтария в семье моряка и швеи родился мальчик, которого нарекли Кристобалем. Испания в то время была, как всем известно, монархией. Возможно, наряды знати изредка по­сещавшей их бедные края произвели на ребенка такое впе­чатление, что поселили в его сердце мечту создавать такую же красоту. Либо профессия матери наложила свой отпеча­ток. По крайней мере, она сделала это желание не беспоч­венным (сын часто помогал ей в работе). Если вначале кто-то и сомневался, что Кристобаля ждет великое будущее, то вскоре у него эти сомнения отпали. Как именно произошла историческая встреча будущего кутюрье и красавицы мар­кизы де Касас Торрес, скрыло время. Известно только, что молодое дарование 13 лет от роду потрясло своими вполне зрелыми и профессиональными замечаниями именитую даму. Предметом разговора были стиль и манера одеваться. Маркиза даже снизошла до того, что показала мальчишке один из имевшихся у нее нарядов от кутюр. Более того, разглядев в нем талант, она заказала ему костюм для себя. И не прогадала. Парень с честью выдержал испытание. Пред­ставьте себе: дама из рода де Касас Торрес носила туалет, сшитый, говоря по-современному, пацаном! Это стало на­чалом их долгого и плодотворного сотрудничества, а затем и дружбы.

Уже через год покровительство знатной знакомой по­зволило Баленсиаге посетить Мекку мировой моды — Па­риж. Эта поездка дала Кристобалю возможность приобре­сти совершенно неоценимый опыт. В 16 (!) лет, опять-таки не без помощи маркизы, он открывает свое первое ателье и не где-нибудь, а в Сан-Себастьяне. А в 1915 году там же Баленсиага создал собственный Дом моды. Через пять лет появились и именные салоны в двух вечно конкурирую­щих важнейших городах Испании — Мадриде и Барсело­не. Великолепие королевского двора не могло не произ­вести впечатления на человека, посвятившего себя шитью (члены монаршей семьи были в числе клиентов). Возмож­но, именно в этом кроется многолетняя любовь дизайнера к дорогим тканям и аксессуарам. Это всегда делало его одежду очень дорогой, но он никогда не соглашался на какую-либо замену.

Начавшаяся гражданская война способствовала тому, что Баленсиага переехал из родной страны в соседнюю Францию, оказавшуюся очень гостеприимной. Его, ко­нечно же, ждал Париж и поддержка целого ряда людей из деловых кругов. В столице моды Дом Баленсиага открыл­ся в 1937 году. Его адрес известен всем знатокам и людям, просто следящим за модой, — авеню Георга V, № 10. Дело в том, что позже номер дома послужил названием для знаменитых духов, созданных Баленсиагой, — Le Dix (они были выпущены в 1947 году). На протяжении всей своей карьеры он до конца оставался испанцем. Его мода была такой же пылкой, страстной и одновременно строгой и величественной. Модели дизайнера подчас напоминали полотна его великих соотечественников: только лучшие ткани, шлейфы, драпировки, воланы, богатая отделка и кружева. Феноменально, но при этом Баленсиаге удалось стать великим французским кутюрье. Его слова, рассмат­риваемые многими как творческое кредо, цитировались уже, наверное, сотни раз самыми разнообразными изда­ниями и людьми. Он говорил: «Модельер должен быть архитектором в эскизах, скульптором в форме, художни­ком в цвете, музыкантом в гармонии и философом в чув­стве меры». Кристобаль Баленсиага следовал своим прави­лам, а не только декларировал их. В чем же секрет его успеха? В бесспорном таланте, невероятной работоспособ­ности, постоянном везении или в чем-то еще?

Когда Баленсиага только начинал свою деятельность в Париже, было принято публиковать списки самых элегант­ных и одевающихся с наибольшим вкусом женщин. Боль­шинство этих дам, конечно, были весьма известными. Но стоило им увидеть одежду испанского кутюрье, как они сразу в нее облачились. Баленсиага одинаково виртуозно кроил обеими руками. Шир­потреб его не интересовал, ему претила речь о какой-либо массовости модели. Главными для него всегда были инте­ресы клиента. Так, например, работая на родине, Баленсиага всегда учитывал испанский менталитет и как бы адаптировал под него парижские веяния. Кроме того, он всегда очень трепетно относился к женщинам с нестан­дартной фигурой или с какими-либо недостатками. Он считал своим профессиональным долгом помочь им по­чувствовать себя красивыми, А уж не лишенная шарма дама в его одежде чувствовала себя просто королевой. «Первая примерка костюма от Баленсиаги смотрится точ­но так же, как третья от любого другого мастера», — ут­верждала Марлен Дитрих. Придание куску ткани вида произведения искусства было для кутюрье делом нескольких минут. Недаром созданные им платья контрабандой выво­зили из оккупированного немцами Парижа.

После войны талант Баленсиаги раскрылся в полной мере. Обновленный, воскресающий и раскрепощенный мир тре­бовал новой моды. И он ее получил. 1945-й и 1951-й стали годами творческих прорывов и побед дизайнера. Позже их назовут «революцией Баленсиаги». Какие же перемены при­несли ветры, созданные великим испанцем? Итак. Какая бы одежда ни создавалась, угол ни при каких обстоятель­ствах не должен быть острым. Только округлые пуговицы, воротники (он ввел их впервые), кромки кружев, вырезы и вообще очертания. Максимум свободы — юбки чаще всего с запахом, шея открыта (это тоже было нововведением). Вечерние наряды шикарны, дневные — строги. И с одной стороны, их сложность и эффектность, а с другой — про­стота. Особенно это ярко выражалось в покрое рукавов. У ве­черних туалетов они были особенно пышными. Баленсиаге также принадлежит изобретение рукавов на три четверти. Вообще, если говорить о первенстве, то тут испанский ку­тюрье мог бы без лишней скромности посоперничать с лю­бым своим коллегой. Ему мы обязаны введением в моду широких плечей и приталенных лифов, спущенной линией талии, жакетами и пальто в стиле «сак». Юбка-бочонок и платье-туника, блузки без воротника, платье-трапеция и платье-мешок — вот далеко не полный перечень плодов фан­тазии Кристобаля Баленсиаги. За творческие достижения 12 мая 1958 года он был награжден орденом Почетного ле­гиона. А каким был в жизни этот человек — маг и волшеб­ник на подиуме?

Личность Баленсиаги породила массу легенд и домыс­лов. Будучи человеком знаменитым, при этом он был со­вершенно чужд публичности. Крайне редко давал интер­вью и фотографировался, вообще вел уединенный образ жизни. Только очень малый круг посвященных был допу­щен к близкому общению с ним. Работал Баленсиага, как правило, молча, и ассистентам приходилось вырабатывать у себя умение угадывать желания мастера или даже пре­дугадывать. Следует заметить, что это была для них очень хорошая школа и большинство из них стали фигурами не менее известными.

За показами своих коллекций Баленсиага наблюдал из-за занавеса, но сам на сцену не выходил. С 1957 года он запретил журналистам посещать их (беспрецедентный слу­чай в истории моды), считая, что те могут сформировать неверное мнение покупателей, которые должны полагаться только на собственное суждение. Пресса знакомилась с кол­лекцией по прошествии восьми недель. Некоторые называ­ли Баленсиагу аскетом, но близко знавшие его люди с этим, наверное, не согласились бы. Говорят, что среди своих он бывал не просто элегантным и раскованным, но и остроум­ным, подчас до язвительности. Наиболее метким в отноше­нии мэтра является определение «денди-отшельник», дан­ное однажды кем-то из журналистов.

Одежда для Баленсиаги была способом самовыражения, произведением искусства. Массовость готовой одежды пе­реставала делать ее авторской и, по его мнению, убивала Высокую моду. И в 1968 году, после поездки в Соединен­ные Штаты, где он познакомился с производством готовой одежды, модельер принял решение не перестраиваться, а завершить свою деятельность, поскольку мог позволить себе не следовать законам рынка. Были закрыты салоны в Па­риже, Мадриде, Барселоне. На публике дизайнер появился в последний раз на похоронах великой Коко Шанель. Дело всей жизни было продано, себе он оставил только парфю­мерную отрасль. Сегодня ее владельцами являются Режин и Жак Конкьер. Сам Дом Баленсиаги с недавних пор принад­лежит Gucci Group. После смерти своего основателя 24 марта 1972 года (в городе Валенсия) он постепенно угасал. В 1999 го­ду руководство Домом взял на себя другой испанец — Ни­коля Гескьер. У него получилось то, что не удавалось его предшественникам — вернуть величие марке Баленсиага. Она не просто возродилась, но и вновь обрела статус зако­нодателя модных тенденций. Недавно на конкурсе Fashion Avards Совет модельеров США присвоил Гескьеру звание International designer of the year.

Кристобаль Баленсиага как-то выразился, что, мол, жизни модельера не позавидуешь, поскольку она скорее собачья. Но он прожил ее так, что заставил всех поверить в то, что она сказка.

Реклама
В этот день -
Праздники
Russian_Federation День российского предпринимательства 
Greece День Ивана Русского в Греции 
Georgia День независимости Грузии 
Poland День матери в Польше 
Armenia День Победы в Сардарапатской битве 
События
Ukraine 1648г.  Богдан Хмельницкий разбил поляков под Корсунем.
Germany 1938г.  В городе Вольфсбург Адольф Гитлер самолично заложил первый камень под заводскую новостройку — «Фольксваген»…
Ukraine 2004г.  В Киеве открыт памятник «Защитникам границ Отечества всех поколений».  
Личности
USA 1951г.  Родилась Салли Райд, первая американская астронавтка, третья женщина в космосе.
USA 1971г.  Родился Мэтт Стоун (Matt Stone), американский киноактёр. Наиболее известен как создатель мультсериала «South Park» совместно с Треем Паркером.


О нас Контакты Реклама на сайте Партнерам Пресс-релизы Архив Гражданская журналистика Статьи партнёров Новости партнеров
Rambler's Top100 Яндекс цитирования