Реклама на сайте Реклама на сайте Добавить в избранное Добавить в избранное
Шрифт Мелкий шрифт Средний шрифт Крупный шрифт
Поиск по разделу:
Реклама
Олег Янковский
Олег Янковский
Дата рождения: 23  февраля  1944

Описание
Выдающийся советский, российский актёр театра и кино, режиссёр, народный артист СССР.
Олег Янковский родился в дворянской семье. Его отец Иван Павлович, бывший штабс-капитан лейб-гвардии Семеновского полка, происходил из польских дворян. Он был близко знаком с Тухачевским, за это и поплатился. По сфабрикованному обвинению отца арестовали, и он сгинул в сталинских лагерях. Мать Олега, Марина Ивановна, опасаясь ареста, сожгла все архивы семьи. Не уцелела ни дворянская грамота, ни Георгиевский крест Ивана Павловича.
Детство Олега прошло в казахском городке Джезказгане. Он гонял в футбол с оборванной дворовой шпаной и ужасно стеснялся своей аристократичной бабушки, ее элегантной прически, пенсне, броши на ветхой кофточке...
Состоятельная в прошлом семья, жила очень бедно, впроголодь. Мама выучилась на бухгалтера и одна кормила семью: троих сыновей, Ростислава, Николая и Олега, и свою мать. Все вместе они ютились в четырнадцатиметровой комнатушке. Дети ходили в обносках…
Но при всем при этом Янковские держали богатую библиотеку, говорили на иностранных языках, много читали, а по вечерам принимали гостей - такую же ссыльную интеллигенцию. И вполне естественно, что в доме, хотя и очень осторожно, говорились некоторые "крамольные" вещи. Это не могло не запасть в душу маленького Олега.
Со временем Янковские перебрались в Саратов - город с богатыми культурными корнями, город театралов... В юности Марина Ивановна просто бредила балетом, но родители запретили ей и думать о балетной карьере. Зато своим детям она сумела передать тягу к сцене.
Старший из братьев Олега - Ростислав - окончив саратовское театральное училище, уехал в Минск играть в Русском театре (там он служит до сих пор). 14-летнего Олега он забрал к себе, чтобы снять с родных (в семье остался один кормилец - средний брат Николай) хотя бы часть материальных забот. Там Янковский-младший дебютировал на сцене - нужно было заменить заболевшую исполнительницу эпизодической роли мальчика в спектакле "Барабанщица". Правда, Олег не сразу осознал всю ответственность - куда больше театра его волновал футбол, он спал и видел себя вратарем или нападающим. Однажды он просто проспал свой выход в спектакле. Рассерженный Ростислав категорически запретил брату на пушечный выстрел подходить к футбольному полю.
Марина Ивановна тосковала по уехавшим сыновьям, и, как только появилась возможность, Олег вернулся домой, в Саратов. Школьные годы подходили к концу, пора было решать, что делать дальше.
Олег решил поступать в медицинский институт. Надо было получить хорошую профессию, что бы со временем хорошо зарабатывать, помогать матери. Но тут вновь словно чья-то невидимая рука снова направила Олега на театральную дорогу.
Однажды он увидел объявление о приеме в театральное училище. Олег вспомнил свой минский опыт и решил попробовать. Как же он был разочарован, когда узнал, что экзамены давно закончены. Олег решил зайти к директору - узнать об условиях приема. Тот, не дав юноше объяснить цель визита, посмотрел какие то списки и сказал: "Вы приняты. В сентябре приходите учиться".
Олег вернулся домой ошарашенный: его судьба сама собой определилась. Осенью Олег просто пришел на занятия. И только несколько месяцев спустя выяснилось, в чем дело. Оказывается, брат Николай втайне грезил театром. Он работал на заводе сталеваром, но мечта о сцене не давала ему покоя. Вот он и пошел поступать, никому ни о чем не сказав, - сдал все экзамены, прошел все туры... А когда узнал о том, что Олега в училище приняли за него, он просто промолчал. Мол, пусть учится младший, а ему нужно кормить семью - маму и бабушку. А в училище еще долго считали, что они просто перепутали имя абитуриента Янковского.
Марина Ивановна учила своих сыновей: "Если решил жениться, то уж на всю жизнь. По-другому и начинать не надо". Все трое братьев Янковских женились до 21 года - и именно на всю жизнь.
На втором курсе училища Олег познакомился с Людмилой Зориной, она училась на курс старше. Людмила была очень заметной, красивой, рыжей и безумно талантливой. Однажды за хорошую учебу их обоих премировали поездкой в Москву. Олег Иванович с удовольствием вспоминает, как они вышли тогда из поезда, купили на Павелецком вокзале саечки по шесть копеек... Они сидели на скамейке, ели булочки и мечтали о будущем. Они и не думали тогда, что их будущее - здесь, в Москве!
После училища Людмилу Зорину сразу пригласили в Саратовский драматический театр. Благодаря ей, туда же в 1967 году был принят и Олег. Вскоре они поженились. Людмила мгновенно выдвинулась в звезды, смотреть на нее ходил весь Саратов, а про Олега тогда говорили: "Это - муж самой Зориной". Театральная судьба Янковского складывалась не столь удачно - актеру доставались лишь крошечные роли. И не известно, как повернулась бы его судьба, если бы не один случай…
Театр гастролировал во Львове. Олег зашел в гостиничный ресторан, уселся обедать. А недалеко за столиком случилось сидеть Владимиру Басову с женой Валентиной Титовой и другими членами съемочной группы будущего фильма "Щит и меч". Обсуждали, где искать артиста на роль Генриха Шварцкопфа. Титова, кивнув на Олега, сказала мужу: "Посмотри, вон сидит типичный арийский юноша". Басов согласился, что этот человек подошел бы ему идеально, но... "Он, конечно, какой-нибудь физик или филолог. А поди ж ты найди артиста с таким умным лицом". Слава Богу, кто-то из ассистентов не поленился подойти к Янковскому...
В том же году Янковский сыграл красноармейца Андрея Некрасова в драме Евгения Карелова "Служили два товарища". Между прочим, в этом фильме актеру должна была достаться роль белого офицера Бруснецова. Но режиссер, увидев на пробах Янковского, воскликнул: "Этого человека мы Врангелю не отдадим!" В итоге Бруснецовым стал Владимир Высоцкий.
Олег Иванович вспоминает о фильме "Служили два товарища": "Там вообще на съемках чудесная компания собралась. Но Быкова мне даже сложно с кем-то сравнить. В нем было заложено что-то такое наставническое. Он сразу меня опекать начал. Он был такой выпивающий и увлекающийся человек, водил меня в ресторан ВТО и все рассказывал, рассказывал. А я, как жадная губка, впитывал все, что он мне говорил. А с другой стороны - Высоцкий. У него как раз тогда было начало романа с Мариной Влади. Но она мне была не так интересна, как он сам. Хотя он тем Высоцким, какого мы сейчас знаем, еще не был. Вот это были настоящие университеты. Ни с какими учебными заведениями они не сравнятся".
После выхода фильмов "Щит и меч" и "Служили два товарища", Янковский мгновенно стал знаменитым. Благодаря этому изменилось и его положению в театре. На молодого актера обратили внимание. Ему стали доставаться большие серьезные роли как классического ("Таланты и поклонники", "Стакан воды"), так и современного ("Человек со стороны") репертуара. Наибольшего успеха Янковский добился в роли князя Мышкина (спектакль "Идиот").
В 1973 году Янковский перешел в Московский театр Ленинского комсомола. Людмила пожертвовала своей карьерой ради Олега. Бросив все, она последовала за мужем в Москву, с головой ушла в семью - развитию таланта такого ранга, как у Янковского, требовались "крепкие тылы".
В новом театре Янковский быстро стая ведущим актером. Среди его лучших спектаклей: "Автоград-XXI", "Парень из нашего города", "Революционный этюд", "Диктатура совести", "Оптимистическая трагедия", "Чайка", "Варвар и еретик", "Гамлет".
Обратили внимание на талантливого актера и кинорежиссеры, посыпались предложения. На съемках одного из фильмов - "Гонщики" (1972) - он попал в аварию: машина с ним и операторами перевернулась, летела кувырком. Операторов выбросило на дорогу, на Янковском сгорела кожаная куртка, а сам он каким-то чудом остался без единой царапины.
Одной из самых заметных работ Олега Янковского середины 70-х стала роль Отца в фильме Андрея Тарковского "Зеркало". А попал Олег Иванович в картину случайно, благодаря своему сходству с отцом знаменитого режиссера:
"Моего творчества Андрей не знал. Просто Лариса Тарковская, тогда его ассистентка, а потом жена, увидела меня случайно в коридоре "Мосфильма". Иду, вдруг слышу сзади топот. Она довольно крупная женщина была. Тогда "Мосфильм" был замечателен тем, что, пройдя по коридору, можно было запросто роль схлопотать… И вот, значит, топот. - "Можно вас?" Фамилию даже толком не помнила. Завела меня к Андрею. Тот посмотрел и говорит - конечно, это он (в смысле, отец). А потом они еще и сына моего заполучили - Филиппа. Семейное кино получилось".
Позже, в 1983 году, Тарковский вновь пригласил Янковского в свою картину - актер сыграл писателя Горчакова в драме "Ностальгия".
В 70-е годы Олег Янковский много и разнообразно снимался. Актерская пластичность позволяла ему органично выглядеть в разных киноролях: партийного функционера ("Премия", 1974; "Обратная связь", 1978), декабриста Кондратия Рылеева ("Звезда пленительного счастья", 1975), неустроенного, колючего человека ("Чужие письма", 1976, "Сладкая женщина", 1977) или, напротив, бесхарактерного, слабовольного ("Слово для защиты", 1977, "Поворот", 1979).
О ролях, сыгранных Олегом Янковским в фильмах Марка Захарова, стоит рассказать отдельно. Первой их совместной работой в кино стала картина "Обыкновенное чудо" (1978) по пьесе Шварца. Янковский очень тонко, искрометно сыграл там Волшебника. Фильм и по сей день пользуется огромной популярностью у зрителей.
Затем последовал фильм-притча "Тот самый Мюнхгаузен" (1979). Кстати этой роли Янковский чуть было не лишился. Сценарист Григорий Горин поначалу никак не видел в актере чудака-барона. "Он до этого играл прямых, жестких, волевых людей - характеры, выдающий его происхождение, - вспоминает Григорий Горин. - Я не верил в его барона. Началась работа, он влезал в характер, на наших глазах менялся. Врастал в роль, и явился Мюнхгаузен - умный, ироничный, тонкий. Какая была бы ошибка, возьми мы другого актера".
В 1983 году Олег Янковский снялся в роли Свифта в сатирической комедии "Дом, который построил Свифт". Эта картина получилась менее удачной, чем предыдущие работы Марка Захарова. Фильм был снят в духе "Обыкновенного чуда" и "Мюнхгаузена" с тем лишь отличием, что смотрелся гораздо с меньшим интересом. Что же касается Янковского, то его герой и вовсе вышел калькой с уже известных Волшебника и Мюнхгаузена.
Гораздо интереснее вышел следующий герой Янковского - Дракон в фильме-притче "Убить Дракона" (1989). Хотя фильм получился откровенно конъюнктурным, это ничуть не умаляет замечательную игру актера.
Кирилл Разлогов: "Победителем этого своеобразного актерского "конкурса", безусловно, выходит Олег Янковский, который, пожалуй, второй раз после "Поцелуя" Романа Балаяна показывает, какие невиданные потенциальные возможности кроются в его даровании, как только он выходит за пределы привычного амплуа. Метаморфозы его Дракона, причудливые смеси интонаций, от сарказма до заискивания, внутренняя самоирония и неканоническое сочетание гения, злодейства и бессилия - все это передается актером с блеском самодовлеющего эффекта, своеобразного искусства для искусства".
80-е годы стали настоящим расцветом творчества Олега Янковского как киноактера. Помимо фильмов Марка Захарова, стоит отметить блестящие роли в фильмах Романа Балаяна "Полеты во сне и наяву" (1983, Государственная премия СССР за 1987 год), "Поцелуй" (1983), "Храни меня, мой талисман" (1987), "Филер" (1988), а также в социально-эксцентричной драме Татьяны Лиозновой "Мы, нижеподписавшиеся" (1981) и мелодраме Сергея Микаэляна "Влюблен по собственному желанию" (1982).
В последнюю картину Олег Янковский попал благодаря Евгении Глушенко, сыгравшая в том фильме другую главную роль - Веру. Именно она уговорила режиссера Сергея Микаэляна, посоветовав прекратить нескончаемые поиски героя и пригласить Янковского: "Кого вы все ищете? Ясно же, что только Олег сможет сыграть джентльмена, даже опустившегося. Он же настоящий аристократ!"
В начале 90-х Олег Янковский сыграл яркие и совершенно разные роли в трагикомедии Георгия Данелии "Паспорт" (1990) и историко-психологической драме Карена Шахназарова "Цареубийца". А затем…
Олег Иванович вспоминает: "За производство фильмов брались все, кто хотел. Поскольку думали не о творчестве, а об отмывании денег, то очень скоро количество выпускаемых картин выросло до четырехсот в год - в начале 90-х в России клепали фильмов больше, чем в Индии. Когда эти новые "кинематографисты" окончательно все оккупировали, отодвинув настоящих профессионалов в сторону, я принципиально перестал сниматься. Понимал: нельзя так распоряжаться своей судьбой. Декоративное присутствие на экране меня никогда не интересовало. Играть - так играть! Я отравлен хорошим кино, поэтому на барахло не мог согласиться.
По приглашению Клода Режи я на полгода уехал в Париж, участвовал в международном театральном проекте, очень напряженно работал. Кстати, последнее эхо обваливавшегося Советского Союза докатилось и до Франции. В Париже я узнал, что подписан указа о присвоении мне звания народного артиста СССР. Это случилось за неделю до того, как страна с таким названием приказала долго жить. Первым народным в 20-е годы стал Константин Сергеевич Станиславский, а я оказался последним... К слову, на вечере, посвященном столетнему юбилею МХАТа, я даже позволил себе шутку на эту тему: "С кого начинали товарищи и кем закончили!" Зал оценил юмор, смеялся долго".
В следующие годы Олег Янковский снимался в кино редко. Были интересные роли в фильмах "Роковые яйца" (1995), "Первая любовь" (1995), "Ревизор" (1996). Но сам Олег Иванович признается, что "удовлетворения нет ни от одной из последних работ".
С 1993 года Янковский - президент Открытого российского кинофестиваля в Сочи ("Кинотавр").
В 2000 году Олег Янковский снял свой первый фильм, в котором сыграл одну из главных ролей, - "Приходи на меня посмотреть". Несмотря на вполне предсказуемый сюжет, эта добрая рождественская сказка была неплохо принята зрителями, во многом благодаря игре актерского ансамбля: Екатерины Васильевой, Ирины Купченко и Олега Янковского.
Через два года Янковский снялся в фильме Валерия Тодоровского "Любовник". Это дна из лучших работ актера последних лет. Сам Олег Иванович признается, что эта картина ему дорога. "Любовник" - это возвращение психологического русского кино", - говорит он.
Олег Иванович - приверженец семейных ценностей. Он, которому судьба улыбалась столько раз, по-прежнему считает, что семья - самая большая удача в его жизни.
Самые близкие люди для Янковского - жена Людмила, сын Филипп, невестка Оксана Фандера и, конечно, внуки. Их у него двое - Ваня и Лизонька. Олег Иванович признается: "Вообще-то, я плохой воспитатель. Но я безумно люблю внуков. И то свободное время, которое у меня есть, пытаюсь отдать им. Мы уже весь детский театральный репертуар пересмотрели. Скоро потихонечку перейдем на балет и серьезные драматические спектакли. А еще нас с внуками можно встретить на роллердроме или в "Мире пиццы" на Садовом. И в компьютерные игры мы с Иваном любим поиграть. Сам я - сущий дикарь и не знаю, с какой стороны подойти к компьютеру. А внук в этом хорошо разбирается. И на английском Иван изъясняется ловко, не то, что я сам".
Как то Олег Иванович признался, что, если бы ему пришлось выбирать между семьей и творчеством, он не задумываясь пожертвовал бы карьерой. Слава Богу, что выбирать ему не пришлось…
Осенью 2005 года на экраны вышел новый фильм Владимира Бортко "Мастер и Маргарита". Олегу Янковскому режиссер первоначально предложил сыграть в своей картине Воланда, но актер отказался. "Я не знаю, как ее (роль) играть. В каком костюме он должет быть? Хоть в книге его одеяние подробно описано, но это - литература. А когда на экране: почему он такой, а не другой? И, как ни странно, это слабая роль. Все происходит не с Воландом, а вокруг него, а просто пучить глаза, чтобы это убедительно получалось, я не хочу. А главная причина: я считаю, что дьявола, как и Господа Бога, играть нельзя. Иисуса Христа - можно, он был реальным человеком", - объясняет Олег Иванович.
А вот на роль Понтия Пилата Янковский согласился: "На мой взгляд, это интересно. Там есть судьба, история, нравственная и психологическая нагрузка. Уставший человек, у него много забот. Он просто отошел в сторону..."
Творчество
 Сценография
 Саратовский драматический театр
    * «Чти отца своего» (В. Лаврентьев) — Севка Кичигин
    * «Женский монастырь» — брошеный муж
    * «Судебная хроника» — Вадим Бабичев
    * «Затейник» Виктора Розова — Эдуард
    * «Баловень судьбы» Юрия Мячина — Дмитрий Николаевич
    * «Стакан воды» Эжена Скриба — Мешем
    * «Идиот» Достоевского — князь Мышкин
 Ленком
    * «Автоград XXI»
    * «В списках не значился» Бориса Васильева
    * «Ясновидящий» Лиона Фейхтвангера
    * «Синие кони на красной траве»
    * «Диктатура совести» Михаила Шатрова
    * «Оптимистическая трагедия» Всеволод Вишневский
    * «Карманный театр» Жана Кокто
    * «Гамлет» Вильям Шекспир
    * «Чайка» А. П. Чехова
    * «Варвар и еретик» (по Ф. М. Достоевскому «Игрок»)
    * «Шут Балакирев» (Григорий Горин)
Фильмография
 Актёр

   1. 1968 — Щит и меч — Генрих Шварцкопф
   2. 1968 — Служили два товарища — Андрей Некрасов
   3. 1969 — Жди меня, Анна — Сергей Новиков
   4. 1969 — Я, Франциск Скорина — Франциск Скорина
   5. 1970 — О любви — Андрей
   6. 1970 — Расплата — Алексей Платов
   7. 1970 — Сохранившие огонь — Семён
   8. 1970 — Операция «Хольцауге» — Франк Риттер
   9. 1972 — Гонщики — Николай Сергачев
  10. 1974 — Гнев — Леонте Чеботару
  11. 1974 — Зеркало — Отец
  12. 1974 — Под каменным небом — Яшка
  13. 1974 — Премия — парторг Лев Алексеевич Соломахин
  14. 1974 — Сержант милиции — «Князь»
  15. 1975 — Доверие — Пятаков
  16. 1975 — Звезда пленительного счастья — Кондратий Рылеев
  17. 1975 — Мой дом — театр — Горев
  18. 1975 — Полковник в отставке — Алексей
  19. 1975 — Чужие письма — Пряхин
  20. 1976 — Семьдесят два градуса ниже нуля — Сергей Попов
  21. 1976 — Длинное, длинное дело — Воронцов
  22. 1976 — Сентиментальный роман — Илья Городецкий
  23. 1976 — Сладкая женщина — Тихон Соколов
  24. 1976 — Слово для защиты — Руслан
  25. 1977 — Обратная связь — Сакулин
  26. 1978 — Мой ласковый и нежный зверь
  27. 1978 — Обыкновенное чудо — Волшебник
  28. 1978 — Поворот — Виктор Веденеев
  29. 1979 — Тот самый Мюнхгаузен — Мюнхгаузен
  30. 1979 — Открытая книга — Раевский
  31. 1980 — Мы, нижеподписавшиеся — Геннадий Семёнов
  32. 1981 — Повести Белкина. Выстрел — Граф
  33. 1981 — Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей
  34. 1981 — Шляпа — Дмитрий Денисов
  35. 1982 — Ностальгия — Андрей Горчаков
  36. 1982 — Поцелуй — Рябович
  37. 1982 — Влюблен по собственному желанию — Игорь Брагин
  38. 1982 — Полёты во сне и наяву — Сергей Макаров
  39. 1983 — Дом, который построил Свифт — Свифт
  40. 1984 — Два гусара — Отец и сын Турбины (две роли)
  41. 1986 — Храни меня, мой талисман — Алексей
  42. 1987 — Крейцерова соната — Василий Позднышев
  43. 1987 — Филёр — Воробьев
  44. 1988 — Мой двадцатый век — Z
  45. 1988 — Убить дракона — Дракон
  46. 1990 — Мадо, до востребования — Режиссер
  47. 1990 — Паспорт — Боря, эмигрант из СССР, с которым летел Мираб
  48. 1991 — Цареубийца — Смирнов и Николай II
  49. 1992 — Сны о России — Лаксман
  50. 1992 — Тьма — Террорист
  51. 1993 — Я — Иван, ты — Абрам — Граф
  52. 1994 — Немой свидетель
  53. 1995 — Первая любовь — Отец
  54. 1995 — Роковые яйца — Владимир Ипатьевич Персиков
  55. 1995 — Терра инкогнита — Писатель
  56. 1996 — Ревизор — Ляпкин-Тяпкин
  57. 1997 — Алиса
  58. 1998 — Райское яблочко — Жора
  59. 1999 — Китайский сервиз — Граф Строганов
  60. 2000 — Бременские музыканты — Старый Трубадур
  61. 2000 — Воспоминания о Шерлоке Холмсе
  62. 2000 — Приходи на меня посмотреть — Игорь
  63. 2000 — Человек, который плакал
  64. 2000 — Прокрустово ложе
  65. 2001 — Поллианна — Мистер Пендлтон
  66. 2001 — Метафизика любви — Тургенев
  67. 2002 — Любовник — Дмитрий
  68. 2002 — Шут Балакирев — Петр I
  69. 2003 — Бедный, бедный Павел
  70. 2006 — Доктор Живаго
  71. 2007 — Анна Каренина — Каренин
  72. 2009 — Стиляги — Отец Фрэда
Режиссёр
   1. 2000 — Приходи на меня посмотреть
Награды
    * Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2007)
    * Лучший актёр 1984 года (за фильм «Влюблен по собственному желанию») по опросу журнала «Советский экран»
    * Лауреат Государственной премии СССР (1987 год, за участие в фильме «Полёты во сне и наяву»)
    * Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1989 год, за участие в фильме «Крейцерова соната»)
    * Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Призы за лучшие актёрские работы» за 1983 год
    * Премия «НИКА» в номинации «Актёр» за 1991 год
Реклама
Новости
Богдан Ступка получил «Золотого орла»
31.01 11:53 Просмотров471 Комментариев0
Янковскому присуждена посмертная премия
25.12 16:52 Просмотров563 Комментариев0
Московский кинофестиваль откроется последним фильмом Янковского
19.06 17:24 Просмотров455 Комментариев0
Медиа
Открытие Московского кинофестиваля...
17.06 12:05 Просмотров849 Комментариев0
Полеты во сне и наяву
21.04 18:02 Просмотров457 Комментариев0
Райское яблочко
25.03 15:48 Просмотров593 Комментариев0

В этот день -
Праздники
Ukraine Международный день философии (Украина)  
African_Union День индустриализации Африки 
USA Международный день отказа от курения (США)  
Международный Всемирный день ребенка  
Mexico День Революции в Мексике  
События
Mexico 1910г.  Начало Мексиканской революции  
Cuba 1962г.  Окончание Карибского кризиса  
Ukraine 1990г.  Арестован Андрей Чикатило  
Личности
Portugal 1480г.  Родился Фердинанд Магеллан (1480 - 21.4.1521), португальский мореплаватель (совершил первое кругосветное путешествие).
Italy 1833г.  Родился Эрнесто Теодоро Монета (1833 - 1918), итальянский журналист, лауреат Нобелевской премии мира 1907 совместно с Э.Рутом.
USA 1948г.  Родился Джон Болтон, американский дипломат.  


О нас Контакты Реклама на сайте Партнерам Пресс-релизы Архив Гражданская журналистика Статьи партнёров Новости партнеров
Rambler's Top100 Яндекс цитирования