Реклама на сайте Реклама на сайте Добавить в избранное Добавить в избранное
Шрифт Мелкий шрифт Средний шрифт Крупный шрифт
Поиск по разделу:
Реклама
Феликс Мендельсон
Феликс Мендельсон
Дата рождения: 03  февраля  1809

Описание

Немецкий композитор и дирижёр, один из крупнейших представителей романтического направления в музыке, автор знаменитого свадебного марша и множества рождественских гимнов
Феликс Мендельсон родился в семье банкира Авраама Мендельсона. Дедом композитора был знаменитый еврейский философ Мозес (Моисей) Мендельсон, основатель движения Хаскала («еврейского Просвещения»). Несколько лет после рождения Феликса семья Мендельсонов, еврейская по происхождению, приняла христианство и взяла вторую фамилию — Бартольди. В 1811 году Мендельсоны перебрались в Берлин.
Юный Феликс рос в богатой творческой и интеллектуальной атмосфере. В доме Мендельсонов часто бывали многие знаменитые люди того времени, в частности, знаменитый философ Фридрих Гегель и видный музыкальный педагог и композитор того времени Карл Цельтер. Именно Цельтер обратил внимание на хорошие музыкальные способности Мендельсона и стал давать ему уроки теории музыки. Одновременно Мендельсон начал заниматься на фортепиано у Людвига Бергера и на скрипке у Карла Хеннинга. Уже в девять лет Мендельсон успешно выступил как пианист, а год спустя в Берлине успешно состоялся его вокальный дебют (Мендельсон обладал хорошим альтом). К этому же времени относятся его первые серьёзные композиторские опыты: соната для скрипки и фортепиано, фортепианное трио, две фортепианных сонаты, ряд органных сочинений. В 1821 году Цельтер познакомил Мендельсона с Гёте, который благосклонно отнёсся к таланту 12-летнего музыканта. Вскоре состоялось знакомство Мендельсона с Вебером, который приехал в Берлин на постановку своей оперы «Вольный стрелок».
В эти годы Мендельсон уже ведёт активную концертную деятельность, выступая как пианист и дирижёр. Из известных работ этого периода — Первая симфония c-moll, Концерт для фортепиано с оркестром a-moll, Фортепианные Квинтет и Секстет, в 1824 году была поставлена его опера «Два племянника». Знакомство Мендельсона со знаменитым пианистом Игнацем Мошелесом, относящееся к этому же времени, переросло в многолетнюю дружбу и творческое сотрудничество.
Начало творческой карьеры (1825—1829)
В 1825 году Авраам Мендельсон совершает поездку в Париж и берёт с собой сына. Париж того времени был одним из музыкальных центров Европы, где работали крупнейшие композиторы того времени — Джоаккино Россини и Джакомо Мейербер. Мендельсон встречается с ректором Парижской Консерватории Луиджи Керубини, который даёт его дарованию высочайшую оценку. Французская композиторская школа не произвела на Мендельсона большого впечатления, о чём свидетельствует его переписка того времени, что не помешало ему, тем не менее, завести многочисленные знакомства в музыкальных кругах Франции.
В мае 1825 года Мендельсоны возвращаются в Берлин, где Феликс во второй раз в жизни встречается с Гёте. В доме писателя был впервые исполнен посвящённый ему Фортепианный квартет Мендельсона. В августе того же года композитор заканчивает свою двухактную оперу «Свадьба Камачо» по одному из эпизодов «Дон Кихота» Сервантеса.
Семья Мендельсонов поселяется в просторном старинном доме на Leipziger Strasse 3, в котором был большой музыкальный зал. Традицией стали субботние концерты Мендельсона, на которые приходило до нескольких сотен зрителей.
В 1826 года Мендельсон сочинил одно из самых известных своих произведений — увертюру к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». Впоследствии он часто дирижировал этим произведением в своих концертах.
1827 год отмечен первой постановкой «Свадьбы Камачо». На первом представлении оркестром руководил Гаспаре Спонтини. Публика хорошо приняла оперу, однако из-за многочисленных интриг, возникших вокруг неё, второе представление сорвалось. В дальнейшем Мендельсон разочаровался в этом своём сочинении, и больше не написал ни одной оперы, сосредоточившись на инструментальной музыке.
В том же году Мендельсон поступает в Берлинский университет, где слушает лекции Фридриха Гегеля.
Мендельсон активно интересовался музыкой Баха, в то время почти совершенно забытого композитора. Ещё в 1823 году его бабушка подарила ему копию манускрипта Страстей по Матфею. Хоровые сочинения Баха давал Мендельсону для работы Цельтер, считая их, однако, не более чем учебным материалом. Когда в 1829 году совместно с режиссёром Эдуардом Девринтом Мендельсон задумал продирижировать Страсти по Матфею, Цельтер выступал активно против. Однако исполнение состоялось (это было первое исполнение Страстей после смерти Баха), правда, в сокращённом виде (Мендельсон был вынужден убрать некоторые арии, речитативы и хоралы, иначе исполнение могло затянуться на очень долгое время) и с некоторыми изменениями в составе оркестра (партия клавесина исполнялась на хаммерклавире, причём самим Мендельсоном, партии гобоев д’амур — кларнетами, а охотничьих гобоев — скрипками). Девринт исполнял партию Иисуса. Исполнение имело большой успех, и Мендельсон исполнил Страсти в ближайших концертах ещё дважды.
Зарубежные гастроли (1829—1832)
Спустя некоторое время после исполнения Страстей Мендельсон по приглашению Мошелеса прибывает с гастролями в Лондон. Здесь он в концертах Филармонического общества дирижирует своими оркестровыми сочинениями — Симфонией c-moll, увертюрой «Сон в летнюю ночь», выступает как пианист с сочинениями Вебера и Бетховена. В одном из концертов Мендельсон совместно с Мошелесом исполнил свой Концерт для двух фортепиано с оркестром, в наше время совершенно забытый. Концерты Мендельсона пользовались огромным успехом, он предпринимает турне по Шотландии, и возвращается в Берлин уже европейской знаменитостью. Под впечатлением от визита в Шотландию композитор создаёт симфонию, впоследствии получившую название «Шотландская» и увертюру «Гебриды».
Посещение Англии стало лишь первой частью грандиозного концертного тура, который спонсировался отцом Мендельсона. В 1830 году композитору было предложено звание профессора в Берлине, однако Мендельсон от него отказался и предпринял новые гастроли, на этот раз в Италию, по пути остановившись в Веймаре и посетив Гёте, который в то время жил там.
По возвращении из Италии Мендельсон дал целую серию концертов в Мюнхене (там он сочинил и впервые исполнил фортепианный Концерт g-moll), Штутгарте, Франкфурте, и в декабре 1831 года прибыл в Париж. Проведя там четыре месяца, Мендельсон познакомился с Листом и Шопеном. Парижская публика, однако, неожиданно встретила новые сочинения Мендельсона весьма прохладно (в частности, это относилось к Реформационной симфонии). В марте 1832 года Мендельсон заразился холерой, из-за чего пришлось отменить остававшиеся концерты. Правда, достаточно быстро композитору удалось излечиться от болезни.
Уже в апреле того же года Мендельсон дал серию концертов в Лондоне, где выступал не только как дирижёр, но и как органист, а также выпускает в печать первую книгу своих знаменитых «Песен без слов».
Летом Мендельсон возвращается в Берлин.
Дюссельдорф (1832—1835)
В мае 1832 года умирает Карл Цельтер, первый учитель Мендельсона и директор Певческой Академии в Берлине. По настоянию своего отца Мендельсон выдвигает свою кандидатуру на этот пост, однако члены Академии проголосовали за вице-директора Карла Рунгенхагена, причём, как утверждал Эдвард Девринт, не последнюю роль в этом решении сыграли антисемитские взгляды некоторых членов Академии. Спустя некоторое время композитор принимает решение покинуть Берлин.
В 1833 году Мендельсон в третий раз посещает Лондон, где исполнил свою Симфонию A-dur (позднее получившую название «Итальянской»). После этого Мендельсона приглашают продирижировать на Рейнском музыкальном фестивале в Дюссельдорфе. Концерт имеет огромный успех, и композитору предлагают место генеральмузикдиректора. Мендельсон соглашается и в течение двух лет регулярно дирижирует оперными постановками и симфоническими концертами. Они пользуются большим успехом, однако отношения Мендельсона с руководящими кругами театральной жизни города складывались не всегда удачно, поэтому, когда в 1835 году после блестящего выступления на Кёльнском музыкальном фестивале ему предложили пост капельмейстера симфонических концертов лейпцигского Гевандхауза, композитор сразу принял это предложение.
Лейпциг (1835—1841)
4 октября 1835 года в Лейпциге состоялся первый концерт под управлением Мендельсона. На нём была исполнена увертюра «Морская тишь и счастливое плавание». Скоро концерты Гевандхауза становятся одними из важнейших событий музыкальной жизни Европы, а Мендельсон — одной из основных её фигур. В 1836 году Лейпцигский университет присваивает композитору степень доктора философии honoris causa.
Ещё в Дюссельдорфе Мендельсон задумал написать трилогию ораторий на библейские темы «Илия — Павел — Христос», однако постоянная концертная деятельность не давала ему возможности взяться за эту работу. В Лейпциге композитору удалось начать воплощать свой замысел: оратория «Павел» была окончена весной 1836 года и вскоре исполнена под управлением автора на Рейнском музыкальном фестивале.
В марте 1837 года Мендельсон женится на Сесилии Жанрено, с которой он познакомился во Франкфурте. У Мендельсона было пять детей.
Мендельсон снова посещает с гастролями Лондон, где дирижирует ораторией «Павел», выступает с органными концертами и даёт мастер-классы. Начинается работа над ораторией «Илия»
Берлин
В 1841 году прусский король Фридрих Вильгельм IV пригласил Мендельсона на пост капельмейстера в Берлин. Король хотел сделать этот город культурным центром Германии. Мендельсону было поручено реформировать Королевскую Академию искусств и руководить соборным хором.
Однако реформаторская деятельность Мендельсона в Берлине встречала яростное сопротивление, и он решил вернуться к концертной деятельности. в 1842 году он с женой в очередной раз посещает Англию, где его концерты по-прежнему пользуются большим успехом. В этот период творчества Мендельсон пишет музыку для театральных постановок: «Антигона», «Царь Эдип», «Сон в летнюю ночь».
Последние годы в Лейпциге
В 1843 году при активном участии Мендельсона в Лейпциге была открыта Консерватория. Это было первое высшее музыкальное учебное заведение в Германии. В качестве преподавателей были приглашены Шуман, Давид, Мошелес и другие крупные музыканты того времени. Год спустя он вновь даёт концерты в Англии, а по возвращении подаёт королю прошение об отставке с поста берлинского капельмейстера.
В сентябре 1845 года Мендельсон возвращается в Лейпциг, где занимает прежний пост дирижёра концертов Гевандхауза, преподаёт в Консерватории и пишет ораторию «Илия». Сочинение было окончено в 1846 году и впервые исполнено в Бирмингеме. По возвращении в Лейпциг он принимается за создание третьей части трилогии — «Христос», однако здоровье композитора пошатывается, и работу над ораторией он приостанавливает. В 1847 году Мендельсон в последний раз едет в Англию, где дирижирует ораторией «Илия» в Манчестере и Бирмингеме.
14 мая 1847 года в возрасте 42 лет умирает старшая сестра Мендельсона Фанни. Потрясённый этим известием, композитор прекращает концертную деятельность и на некоторое время уезжает в Швейцарию. 28 октября того же года в Лейпциге с ним случается инсульт, а 3 ноября — второй. На следующий день Мендельсон умер.
В доме на Goldschmidtstrasse 12, где умер композитор, сегодня находится Музей Мендельсона.
Музыка Мендельсона
Мендельсон принадлежит к числу выдающихся немецких композиторов и является одной из крупнейших фигур в музыке эпохи романтизма. Стиль композитора отличают филигранная техника, красота и грациозность, ясность изложения. За светлый и жизнерадостный характер музыки Шуман назвал Мендельсона «Моцартом XIX века».
Велики заслуги Мендельсона и в качестве дирижёра: под его управлением впервые после долгого перерыва были исполнены сочинения Баха и Генделя, а также C-dur’ная симфония Шуберта.
Основные сочинения Мендельсона
 Оперы и зингшпили
    * «Два племянника, или Дядюшка из Бостона»
    * «Свадьба Камачо»
    * «Любовь солдата»
    * «Два педагога»
    * «Бродячие комедианты»
    * «Возвращение с чужбины» (переработано в вокальный цикл, op. 89; 1829)
 Оратории
    * «Павел», op. 36 (1835)
    * «Илия», op. 70 (1846)
    * «Христос», op. 97 (не окончена)
    * Te Deum
 Кантаты
    * «Christe, Du Lamm Gottes» (1827)
    * «O Haupt voll Blut und Wunden» (1830)
    * «Vom Himmel hoch» (1831)
    * «Wir glauben all» (1831)
    * «Ach Gott vom Himmel sieh darein» (1832)
    * «Вальпургиева ночь», op. 60
    * «Праздничные песнопения», op. 68 (1840)
    * «Wer nur den lieben Gott lasst walten» (1829)
 Оркестровые сочинения
    * 12 симфоний для струнного оркестра (1821—1823)
    * Симфония № 1 c-moll op. 11, (1824)
    * Симфония № 2 B-dur (симфония-кантата «Хвалебная песнь»), op. 52 (1840)
    * Симфония № 3 a-moll («Шотландская»), op. 56 (1842)
    * Симфония № 4 A-dur («Итальянская»), op. 90 (1833)
    * Симфония № 5 d-moll («Реформационная»), op. 107 (1832)

    * Увертюра C-Dur («Увертюра с трубами»), op. 101 (1825)
    * Увертюра «Сон в летнюю ночь», op. 21 (1826/1831)
    * Увертюра «Сказка о прекрасной Мелузине», op. 32 (1833)
    * Увертюра «Гебриды, или Фингалова пещера», op. 26 (1832)
    * Увертюра «Морская тишь и счастливое плавание», op. 27 (1828/1833/1834)
    * Увертюра «Рюи Блаз», op. 95 (1839)

    * Музыка к трагедии «Антигона», op. 55 (1841)
    * Музыка к комедии «Сон в летнюю ночь», op. 61 (1843) (В том числе знаменитый Свадебный марш)
    * Музыка к пьесе «Аталия», op. 74 (1843—1845)
    * Музыка к трагедии «Эдип», op. 93 (1845)
    * Музыка к пьесе «Лорелея», op. 98 (1845)
 Концерты
    * Концерт для скрипки с оркестром d-moll (1822)
    * Концерт для скрипки с оркестром e-moll op. 64 (1838, вторая редакция 1844)
    * Концерт для фортепиано с оркестром a-moll (1822)
    * Концерт для фортепиано с оркестром № 1 g-moll, op. 25 (1831)
    * Концерт для фортепиано с оркестром № 2 d-moll, op. 40 (1837)
    * Два концерта для двух фортепиано с оркестром (E-dur и As-dur) (1823—1824)
    * Концерт для скрипки и фортепиано с оркестром D-dur (1823)
 Камерные сочинения
    * Семь струнных квартетов;
    * Струнный октет;
    * Две сонаты для скрипки и фортепиано;
    * Две сонаты для виолончели и фортепиано;
    * Два фортепианных трио;
    * Три фортепианных квартета;
 Сочинения для фортепиано
    * Прелюдии и фуги
    * Вариации
    * Три сонаты
    * Этюды
    * Каприччио
    * «Песни без слов», восемь тетрадей
    * Рондо-Каприччиозо
 Сочинения для органа
    * Прелюдия d-moll (1820)
    * Анданте D-dur (1823)
    * Пассакалья c-moll (1823)
    * Три прелюдии и фуги, op. 37 (1836/37)
    * Три фуги (1839)
    * Прелюдия c-moll (1841)
    * Шесть сонат op. 65 (1844/45)
    * Анданте с вариациями D-dur (1844)
    * Аллегро B-dur (1844)
 Вокальные и хоровые сочинения
    * «На крыльях песни»
    * «Gruss»
    * Шесть песен, op. 59 (1844)
    * Лес

Реклама
В этот день -
Праздники
Russian_Federation День рождения Деда Мороза (Россия)  
Germany День народной скорби в Германии  
Uzbekistan День Государственного флага (Узбекистан)  
Latvia День провозглашения Латвийской республики Латвийская Республики, государство в Восточной Европе.  
События
Russian_Federation 1853г.  Русский флот под командованием адмирала Павла Нахимова уничтожает турецкую эскадру на Синопском рейде.
Japan 1905г.  Японцы вынуждают императора Кореи подписать договор.  
Ukraine 1993г.  Парламент Украины ратифицировал договор СНВ-1.
Личности
France 1617г.  Родился Эсташ Лесюэр (1617 - 30.4.1655), французский художник.
France 1647г.  Родился Пьер Бейль (1647 - 28.12.1706), французский мыслитель, историограф и критик религиозных догм.
Georgia 1720г.  Родился Ираклий II (1720 - 22.1.1798), грузинский царь, заключивший с Россией Георгиевский трактат.


О нас Контакты Реклама на сайте Партнерам Пресс-релизы Архив Гражданская журналистика Статьи партнёров Новости партнеров
Rambler's Top100 Яндекс цитирования